Форуму требуются! | Келебримбор, Тингол, Мелиан, Даэрон и Третий Дом в полном составе. Тёмный Блок снова открыт для новых игроков. Форуму требуются люди любых племён. |
Содержимое форума подпадает под возрастное ограничение. Продолжая знакомство с нашим форумом Вы подтверждаете что входите в возрастную категорию >18 и свою осведомленность о том, что Вы готовы встретить на данном ресурсе материалы рейтинга 18+
|
Последние темы | » Посиделки в охотничьем домике, часть 13Вт Янв 23, 2018 5:55 am автор Галадриэль» 1496 год, 14 августа, залив ЛосгарВс Дек 17, 2017 7:15 pm автор Куруфин» 455.01.25 Дор Ломин. Форт.Чт Окт 26, 2017 9:10 am автор Финрод» КарантирЧт Окт 05, 2017 10:42 pm автор Карантир» ФинродВт Апр 04, 2017 5:21 pm автор Финрод» Вопросы ГостейВт Апр 04, 2017 3:08 pm автор Эру» 455год, 25 января, Пограничный фортСб Мар 11, 2017 7:48 pm автор Нолофинвэ» 455.01.25 Гостевые покои Вт Фев 21, 2017 7:15 pm автор Мелькор» КармаПт Фев 10, 2017 2:36 pm автор Идриль» Март 455 года. Поднятая целинаВт Фев 07, 2017 12:19 pm автор Мелькор» 452.09.15 Окрестности Химринга, сотворённое озероПт Янв 27, 2017 8:42 am автор --Нэльяфинвэ» Димбар. 9 дней до Аглона, 1 до переправы через СерехЧт Янв 26, 2017 8:12 pm автор Многоликий Случай» Химлад. Переправа через р. Арос. День до Аглона, 5 дней до Химринга.Ср Янв 25, 2017 8:16 am автор Многоликий Случай» 455 год, конец февраля и последующая веснаПн Янв 23, 2017 3:05 pm автор Многоликий Случай» 455 год. 24-25 января. Тол-Сирион - ТангородирмПт Янв 20, 2017 7:38 pm автор Майрон» Thranduil OroferionПн Янв 16, 2017 5:38 pm автор Эру» Финдекано НолофинвионПн Янв 16, 2017 5:36 pm автор Майрон» 455 год, посредине марта.Вт Янв 03, 2017 3:08 pm автор Хэлкамиро» Конец января, 441 год, казармы Правой половины крепостиЧт Сен 29, 2016 11:28 am автор Эске» О свинском невезении.Вт Сен 06, 2016 10:31 am автор Куруфин» Долина р. Тейглин - день до Тол Сирион, 1.5-2 дня до Хитлума, 8 до Нарготронда, 11 до Аглона Чт Авг 25, 2016 11:35 am автор Куруфин» 445 год. Вс Авг 21, 2016 7:54 pm автор Мелькор» Чем дальше в лес.Пт Июл 08, 2016 10:18 pm автор Хуан» 455 год, 27 января, зима. Окрестности приграничного форта.Ср Июл 06, 2016 1:58 pm автор Многоликий Случай» Осень 453 года, окрестности АнгбандаСр Июн 15, 2016 7:35 pm автор Унн |
|
| Основы эльфийского права. (Комментарий к "Истории Финвэ и Мириэли") | |
| Сообщение | Автор |
---|
Тема: Основы эльфийского права. (Комментарий к "Истории Финвэ и Мириэли") Ср Сен 21, 2011 6:16 pm | |
| Эйлиан Основы эльфийского права. (Комментарий к "Истории Финвэ и Мириэли") ...Но сквозь годы и румяна Незаметно и упрямо, Как-то так не до конца, Безнадежно и печально Проступает изначальный Чистый замысел Творца...
Чистый замысел Творца...
Ю.Ким. "Дом, который построил Свифт"
Итак, Толкиен не включил "Историю Финвэ и Мириэли" в "Сильмариллион". На самом деле я его понимаю. Текст тяжелый, и Толкиен явно понял, что "Спор Валар" не хочет принимать литературную форму и в "Сильмариллион" просто не лезет. Все мои усилия придать переводу удобочитаемый вид не привели его к таковому виду. Но в конце концов я сочла, что любознательный и нуждающийся прочтет и так, и взяла на себя смелость высказать некоторые мысли об этом произведении.
Сама по себе история расторжения брака Финвэ и Мириэли малоинтересна. Никаких фундаментальных последствий для содержания "Сильмариллиона" подробности этого развода не несут, так что если уж говорить о них, то лишь как о поводе для Спора Валар, затрагивающего важнейшие этические концепции.
Разумеется, каждый читатель имеет свое мнение об этом Споре, я же хочу сказать свое, а именно несколько слов о месте этих концепций в общей этической структуре Мира Толкиена.
Мудрецы эльдар считают запись Спора Валар одним из важнейших документов Закона. Неудивительно, ибо в этой записи видно, как создаются фундаментальные законы, на основе чего они создаются и что принимается во внимание. Конечно, "Статут Финвэ и Мириэли" - закон глобальный и данный эльдар Стихиями, но, без сомнения, процедура его создания являлась образцом для создания законов самими эльдар, в рамках культуры, созданной в Валиноре и принесенной нолдор в Средиземье. Что такое закон? Некое формально утвержденное правило для соблюдения в рамках определенного общества, которое обычно включает в себя какие-то гарантии его соблюдения, например наказание за нарушение (в отличие от обычая, который никто не утверждает формально). Поскольку порядок вещей в Арде (Рок), как я уже писала, имеет этическую природу, то валар - выразители и блюстители этого порядка вещей - строят новые законы Арды на основе уже включенных в этику закономерностей, то есть того, что в привычных нам терминах именуется СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ. И вот, перед нами система, очевидно, основополагающих ценностей цивилизации Вышних Эльфов.
Самой глубокой и неизменной ценностью в ней, опорой для всех важнейших добродетелей, является АРДА АЛАХАСТА, Арда Неискаженная, как единство обоих смыслов, которые можно подразумевать за этим понятием: одновременно и тот изначальный замысел Творца, который проступает за всеми Искажениями, и мечта об Арде Исцеленной. Это ценность абсолютная, ибо в Неискаженной Арде нет зла. Арда Алахаста является опорой и источником для Надежды, которая вместе со своим конкретным проявлением - Терпением - оказывается важнейшей добродетелью Детей Эру. Что значит "нет зла"? Нам, рожденным в Арде Искаженной, сложно это понять. Уже давно жанр утопии опровергнут жанром антиутопии, ибо зло заложено в природе Детей Эру (каковыми и мы с вами в общем-то являемся, будучи в этом мире людьми) и уж они везде напакостить сумеют... Но заметьте: в Арде Неискаженной нет понятия "добро", потому что оно имеет смысл только в противопоставлении с понятием "зло". В Арде Неискаженной всем оценочным понятиям типа "хорошо", "благо", "верно", соответствует понятие "ЕСТЕСТВЕННО". Все процессы там естественны, т.е. следуют природе явлений, задуманной Творцом. (Такой мир внутренне непротиворечив.) А в Арде Искаженной появляется критерий выбора "меньшего зла из двух": хорошо то, что более соответствует естественному порядку вещей Арды Неискаженной. Это и есть основа этики Мира Толкиена.
Но Искаженная Арда - данность, и зло в ней всегда возможно. И поскольку оно действительно совершается, необходим иной критерий: мера реального зла и сведение к минимуму его последствий. И это СПРАВЕДЛИВОСТЬ - следующее понятие в разбираемой системе ценностей, высшая закономерность порядка вещей в Арде Искаженной, то есть Рока. Ясно, что Справедливость как явление принадлежит Арде Искаженной, так как в Арде Неискаженной она просто не имеет смысла. Из этого, разумеется, не следует, что Справедливость есть зло. Но она - горькое благо: она принимает зло как существующее явление и может остановить его конкретные проявления, но не "исцелить" его. Итак, Справедливость Арды Искаженной определенным образом соответствует Естественности Арды Неискаженной. Но Справедливость по природе своей есть мера, и потому она всегда подходит к делу формально, извне, а не изнутри. Она принимает во внимание только реальные факты и явления.
Но зачастую зло проявляется в искажении намерений тех, кто сотворил нечто, повлекшее за собой злые последствия. Такие подлежат суду Справедливости за реальные дела, но она не в силах учитывать изначальное добро их намерений. Таким образом, возникает необходимость в МИЛОСЕРДИИ.
Там, где Милосердия нет, говорят о Жестокости. Часто говорят, что Рок жесток.
Но в таком суждении нет смысла: Справедливость не может быть жестокой или милосердной. Справедливость и Милосердие - явления одного порядка, дополняющие друг друга.
Итак, основа системы ценностей эльфийской культуры:
- Арда Алахаста (Арда Неискаженная)
- Справедливость
- Милосердие
В Арде Искаженной понятия Справедливости и Милосердия воплощают Мандос и Ниэнна, брат и сестра.
Итак, исходя из идеала Арды Неискаженной, в соответствии со Справедливостью и принимая во внимание возможность Милосердия, создавались законы эльфийской цивилизации.
Разумеется, были ценности и иного уровня, меньшего порядка. Такие ценности опирались на вышеописанные основополагающие и в своем прогрессе обязаны были оставаться в согласии с ними. Ниже я привожу некоторые из них, хотя не могу сослаться на конкретную работу, в которой они описаны, а описываю по намекам, репликам и т.д., встречающимся в различных произведениях Толкиена.
И первым из таких было, очевидно, РОДОВОЕ ПРАВО. Это неудивительно. И не потому, что "это традиционно для подобных культур" - не путайте причину со следствием. Просто основой родственных отношений является любовь, наиболее сильное и святое чувство, одно из самых ярких проявлений Арды Алахаста в Арда Хастайна. Понятие родства неизменно почиталось, и настолько, что являлось основой иерархической структуры эльфийской цивилизации. Заметьте, что ваньяр, духовно наиболее близкие к Арда Алахаста, называются "дети Ингвэ". Но и в наиболее популярном проявлении цивилизации эльдар, у нолдор, иерархия основана на понятиях типа: "Король - отец народа".
На родовом праве основаны "правила вежества" (этикет). Важнейшим является понятие очередности поколений, т.е. принадлежащий к предыдущему поколению считается "старшим в роду", хоть он и мог родиться по счету лет позже кого-либо из "младших". Следующим было, видимо, ЦЕХОВОЕ (профессиональное) ПРАВО. Здесь проявился следующий факт: эльфы созданы для творчества. Цивилизация эльфов молодая, к тому же их мышление, в основе своей синтетическое, куда менее склонно к структурированию и анализу, чем мышление людей, и потому творчество ума и творчество рук у них идут рядом, а цех, т.е. творческое единство, являлся важным общественным образованием. Родственные отношения, тем не менее, были более тесными и более "сакральными" (почитаемыми), и поэтому, по-видимому, родовое право имело преимущество перед цеховым.
Духовного сословия как такового в рассматриваемой культуре не было, т.к. в нем не было нужды: эльдар общались с Высшими Силами (валар) напрямую, им не нужны были посредники. Поэтому не было и религиозного права, намеки на которое можно встретить, например, в культуре синдар или нандор.
А вообще эльдар не слишком-то нуждались в законах на все случаи жизни. Эльфы - существа естественные и гармоничные, и потому в большинстве случаев поступают в соответствии с общей системой ценностей, исходящей из естественности Арда Алахаста. Я не думаю, что у них были подробно расписанные кодексы типа имущественного, трудового и т.д. Они глубоко постигали связь вещей и действовали в соответствии с основными закономерностями типа описанных выше.
Но зато в их жизни большую роль играли обычаи - закономерности традиций, основанные на "вежестве", т.е. культуре социального общения. Обычай не возникает в один момент, для его установления нужно время, и гарантия его соблюдения - не угроза наказания, но уважение к окружающим, их умению и опыту.
1996 |
| Эру Admin
| | | | Основы эльфийского права. (Комментарий к "Истории Финвэ и Мириэли") | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |