Форуму требуются! | Келебримбор, Тингол, Мелиан, Даэрон и Третий Дом в полном составе. Тёмный Блок снова открыт для новых игроков. Форуму требуются люди любых племён. |
Содержимое форума подпадает под возрастное ограничение. Продолжая знакомство с нашим форумом Вы подтверждаете что входите в возрастную категорию >18 и свою осведомленность о том, что Вы готовы встретить на данном ресурсе материалы рейтинга 18+
|
Последние темы | » Посиделки в охотничьем домике, часть 13Вт Янв 23, 2018 5:55 am автор Галадриэль» 1496 год, 14 августа, залив ЛосгарВс Дек 17, 2017 7:15 pm автор Куруфин» 455.01.25 Дор Ломин. Форт.Чт Окт 26, 2017 9:10 am автор Финрод» КарантирЧт Окт 05, 2017 10:42 pm автор Карантир» ФинродВт Апр 04, 2017 5:21 pm автор Финрод» Вопросы ГостейВт Апр 04, 2017 3:08 pm автор Эру» 455год, 25 января, Пограничный фортСб Мар 11, 2017 7:48 pm автор Нолофинвэ» 455.01.25 Гостевые покои Вт Фев 21, 2017 7:15 pm автор Мелькор» КармаПт Фев 10, 2017 2:36 pm автор Идриль» Март 455 года. Поднятая целинаВт Фев 07, 2017 12:19 pm автор Мелькор» 452.09.15 Окрестности Химринга, сотворённое озероПт Янв 27, 2017 8:42 am автор --Нэльяфинвэ» Димбар. 9 дней до Аглона, 1 до переправы через СерехЧт Янв 26, 2017 8:12 pm автор Многоликий Случай» Химлад. Переправа через р. Арос. День до Аглона, 5 дней до Химринга.Ср Янв 25, 2017 8:16 am автор Многоликий Случай» 455 год, конец февраля и последующая веснаПн Янв 23, 2017 3:05 pm автор Многоликий Случай» 455 год. 24-25 января. Тол-Сирион - ТангородирмПт Янв 20, 2017 7:38 pm автор Майрон» Thranduil OroferionПн Янв 16, 2017 5:38 pm автор Эру» Финдекано НолофинвионПн Янв 16, 2017 5:36 pm автор Майрон» 455 год, посредине марта.Вт Янв 03, 2017 3:08 pm автор Хэлкамиро» Конец января, 441 год, казармы Правой половины крепостиЧт Сен 29, 2016 11:28 am автор Эске» О свинском невезении.Вт Сен 06, 2016 10:31 am автор Куруфин» Долина р. Тейглин - день до Тол Сирион, 1.5-2 дня до Хитлума, 8 до Нарготронда, 11 до Аглона Чт Авг 25, 2016 11:35 am автор Куруфин» 445 год. Вс Авг 21, 2016 7:54 pm автор Мелькор» Чем дальше в лес.Пт Июл 08, 2016 10:18 pm автор Хуан» 455 год, 27 января, зима. Окрестности приграничного форта.Ср Июл 06, 2016 1:58 pm автор Многоликий Случай» Осень 453 года, окрестности АнгбандаСр Июн 15, 2016 7:35 pm автор Унн |
|
| Есть ли эльфы среди нас, или о психологических основах эльфийского мировосприятия | |
| Сообщение | Автор |
---|
Тема: Есть ли эльфы среди нас, или о психологических основах эльфийского мировосприятия Ср Сен 21, 2011 10:39 pm | |
| Тинувиэль, Хольгер Есть ли эльфы среди нас, или о психологических основах эльфийского мировосприятия
Сейчас очень бурно обсуждается вопрос о связи фэнтэзийных миров и образов с нашим миром. Особенно читателям нравятся эльфы - из-за того, что это - самый необычный из всех народов, описанных в фэнтэзи (это признают и многие из тех, кто относится к эльфам скептически, например, Макавити). Но - встает вопрос: а как связаны фэнтэзийные миры и выведенные там образы с нашим миром? Точек зрения на это (а значит, и на эльфийскую природу) существует три [1]. Согласно первой из них, фэнтэзийные миры - это некие параллельные нам миры. И это проще всего представить себе (параллельные миры - очень ходовая конструкция в фантастике!), но естественный минус состоит в том, что непонятно, каким образом параллельный мир оказывает на нас такое мощное влияние, не говоря уж о крайней затасканности этой модели. Вторая (в общем, не сильно отличающаяся от первой), говорит о том, что фэнтэзи - прошлое нашего мира, но недостаток - тот же. И наконец, третья, наиболее последовательная, состоит в том, что фэнтэзи - это литература, в которой создана своя модель мира, т.е. мир фэнтэзи реален, как математика, но при этом в мирах фэнтэзи используются некие общие для всей литературы образы, которые в современной психологии называются архетипическими1.
В частности, архетипическим должен быть и образ эльфа, и эльфийская природа определяется степенью проявленности в психике соответствующих архетипов.
А если так, то можно осуществить проекцию образов эльфов в фэнтэзи в наш мир и дать людям в реальном мире название эльфов как символ определенных личностных характеристик, обусловленных влиянием тех же архетипов, которые отражены в литературных образах эльфов. При этом аналогия с миром фэнтэзи состоит именно во внутреннем, глубинном содержании, а не во внешней атрибутике, обращение к которой приходит, если надо. То есть в понятие "эльф" входит нечто большее, чем знание синдарина и даже профессия, связанная с искусством. Перефразировав известное утверждение, можно сказать: "Эльф - это состояние души".
Чем же отличается эльфийский взгляд на мир от человеческого (в смысле фэнтэзи), а также, впрочем, гномовского, хоббитского и т.д.? Отличие следующее (и здесь мы согласны с Макавити): в то время как у людей восприятие левополушарное, "технологическое", "реалистическое", неинтуитивное, то восприятие эльфов основано на правом полушарии, то есть оно прежде всего - интуитивное, основанное не на инструкциях, а на образах, фантазиях, прозрениях. То есть у человеческого (логического) мышления фундамент в сознании, а у эльфийского (интуитивного) - в бессознательном. И именно такое восприятие позволяет взглянуть на мир в целом, а не с точки зрения того, соответствует ли это какой-то системе.
Черты эльфов описывать довольно трудно, потому что эльфийскую природу не столько определяют с помощью тестов, сколько ВИДЯТ, но можно попробовать описать психологические (а существенны именно они) основы эльфийского мировосприятия.
Прежде всего, эльфов отличает очень мощная интуиция (аттрактивность), при этом для эльфов, как правило, характерна положительная пассионарность. Почему она не может быть отрицательной? Потому что настоящие эльфы последовательны в своем творчестве, тогда как отрицательная пассионарность - это безволие, нежелание развиваться, познавать, творить, это просто аморфное созерцание окружающего мира без желания что-либо делать, наподобие того, как вел себя Лоханкин в "Золотом теленке" (что касается "гомеостаза" - см. текст Макавити [2] - то в мире с явными деструктивными силами, явным злом, в "Арде искаженной", эльфам для того, чтобы оставаться самими собой, требовалась положительная пассионарность, то есть эльфы являют собой общество с искусственно поддерживаемым положительным уровнем пассионарности, и их историческим аналогом отчасти являются еврейские общины, хотя стопроцентной аналогии между эльфами и евреями все же нет). Интуитивность эльфов приводит к тому, что они стремятся проникнуть во внутреннюю сущность вещей [3], и для них менее важна внешняя атрибутика. Это наводит на мысль, что у эльфов ведущей является не просто интуиция, а именно интуиция возможностей I - только через I можно проникать во внутреннюю сущность вещей, именно I позволяет воспринимать мировое единство - устройство всего по единому закону, что так характерно для эльфов, вдобавок именно I отвечает за отстаивание своей "программы" в мире, тогда как интуиция времени T - просто следование за событиями (по определениям соционики интуиция возможностей I отвечает за восприятие глубинных внутренних свойств обьектов, недоступных непосредственным ощущениям, а интуиция времени T - за восприятие причинной обусловленности происходящих событий и тенденций течения событий, характеристика этих типов интуиции дана, например, в [4,5]). Кстати говоря, сильная I, проявляющаяся в стремлении к познанию мира, полностью опровергает идеи о "замкнутости" эльфов и их нежелании совершенствоваться. Просто при совсем наивном подходе кажется "если человек долго живет, то ему надоедает окружающий мир" - ведь согласно некоторым гипотезам [4] с возрастом интуиция становится только сильнее, и это вовсе не обязательно должна быть интуиция скептицизма, характерная для Бальзаков! (согласно [5], "бальзаковское" интуитивное восприятие - как раз является примером интуиции низкого уровня). При этом именно сила I обуславливает высказывавшуюся идею, что эльфы не столько создают новое, сколько познают то, что есть, потому что создание материального нового - это преобразование физической, сенсорной части мира, то есть производство, а фундаментальное познание - это интуитивная деятельность, и проявление сути происходящих в мире явлений - это наука и искусство. Поэтому очень характерная черта эльфов в нашем мире - это стремление к творчеству в науке и искусстве, соединенное с нелюбовью к занятию такими сферами, как бизнес и производство, которыми, по мнению эльфов, можно заниматься только по необходимости.
Таким образом, главной чертой эльфов является то, что у них - либо ведущая I (то есть - типы Дон Кихот, Гексли, Робеспьер, Достоевский - и именно их интуитивный подтип), либо у эльфов обязательно есть подтип по I. Кстати говоря, сила I и общее сильное правое полушарие обуславливает то, что эльфы действительно не особо тяготеют к технологиям и прикладным наукам, но это вовсе не означает, что они не способны к ним (в общем, на самом деле и фэнтэзи не позволяет сделать вывод о том, что эльфы остались на низком технологическом уровне, так же, как не низкий он и у поселенцев в "Планете изгнания" несмотря на то, что они пользовались той же техникой, что и аборигены). Просто технологией эльфы занимаются ПО НЕОБХОДИМОСТИ, то есть они живут для того, чтобы творить, а не для того, чтобы обеспечивать себя средствами существования. Сила I приводит к тому, что главная цель эльфов - творчество (а не производство), а видение мира - конструктивное, а не скептическое (это и понятно - ведь эльфов создал Эру для того, чтобы они воплотили его замысел). Сила I приводит и к некоторой "потерянности" эльфов, и к тому, что для них ценен мир сам по себе, а не конкретное время, они понимают, относительность многих "абсолютных" истин, суетность многих устремлений, второстепеннность материальных благ, и граница прошлого, настоящего и будущего для них нерезка (это отнюдь не следствие "усталости от жизни", монотонности и т.д, так как мир можно открывать бесконечно, было бы желание - скорее это следствие того, что у типов с сильной I оказывается очень негибкой T - она стоит на 7 или 8 месте [5]). Сила правого полушария приводит к тому, что у эльфов сильная этика, и поэтому "безнравственные" поступки встречаются у эльфов достаточно редко - независимо от того, какой философской системы они придерживаются.
Что касается "презрения" эльфов к людям, о котором некоторые любят говорить, то это явление обьясняется хорошо - так часто люди с неразвитой интуицией, особенно если они состоят в структурах власти, ненавидят интуитивных именно потому, что боятся их, будучи не в силах понять из-за неразвитой интуиции и эмоциональной инфантильности то, что они проецируют на их образы свои отрицательные неосознанные качества, срабатывает и комплекс неполноценности, и в компенсацию этой ненависти они сочиняют легенды о "презрении"! То же самое в общем говорит и Финрод [3]. Тем более, что имея сильную I, можно быть более уверенным в верности своих решений, видеть то, чего не видят другие. Именно такая встречающаяся у эльфов уверенность и является основой для мифов об "эльфийском тоталитаризме". Примерно такую же основу имеет и точка зрения, что эльфы в основном "живут за счет людей" (многие представители сенсорных типов в силу ограниченности убеждены, что интуитивные личности не приносят пользы, а только потребляют материальные ресурсы).
Этот текст включает в себя попытку определить логически, что такое эльфийское мировосприятие. Но на самом деле "эльфовость" прежде всего определяется интуитивно, и для того, чтобы определить, является ли эльфом данный человек (слово "человек" здесь в широком смысле, кстати, и в комментариях к [3] указывается, что эльфы, "обычные" люди, а также гномы и хоббиты - один биологический вид), следует не тестировать, а просто посмотреть в глаза, и полученное впечатление скажет лучше любых определений. Однако в качестве примера можно назвать ярко выраженных эльфов, например, среди известных писателей-фантастов - кроме самого JRRT, это на наш взгляд Урсула Ле Гуин, Энн Маккеффри, Клиффорд Саймак, Кэролайн Черри и, скорее всего, Пол Андерсон, а также, возможно, кто-нибудь еще. Большая часть авторов к эльфам относится безразлично (например, братья Стругацкие). Есть и явные эльфоненавистники - прежде всего, конечно же, Н.Перумов. Но, как мы уже говорили, антипатия к эльфам обусловлена слабостью интуиции.
P.S. В дискуссии на Сибконе-99 заявлялось: "Пассионарность эльфов равна нулю, потому что они почти не склонны к территориальной экспансии". Но ответ на это - в том, что народы с нулевой пассионарностью нерезистентны, то есть не способны сопротивляться внешней агрессии, как, например, это было в Исландии в 1815г., когда Исландию чуть не завоевали пираты [6,7]. Эльфов же нерезистентными считать, конечно, нельзя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ [1] Эленриэль. Толкиенизм как путь духовного восхождения, или о дивном нольдоре замолвите слово. [2] Макавити. К вопросу об эльфийском менталитете. [3] Дж.Р.Р.Толкиен. Речи Финрода и Андрет. [4] В.В.Гуленко, В.П.Тыщенко. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. [5] Тинувиэль, Хольгер. О двух путях развития. [6] Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. [7] Л.Н.Гумилев. Конец и вновь начало
1 Авторы признательны Маглору, обратившему их внимание на связь фэнтэзи с архетипами
|
| Эру Admin
| | | | Есть ли эльфы среди нас, или о психологических основах эльфийского мировосприятия | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |